Станция "Ветка в реальность"

Анализ социокультурной ситуации

Делегатами XIII съезда учителей и педагогической общественности Республики Саха (Якутия), проходившего под девизом «Образование и общество: интеграция во имя ребенка», объявлена цель общего образования: ученик субъект собственной образовательной и социально-значимой деятельности. Для достижения цели подчеркнуто о необходимости создания образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий.
Основной формой реализации данного направления станет сетевое образование в открытом, доступном информационном пространстве, реализующего в соответствии с идеей «Учиться и развиваться – исследуя, пробуя, творя и создавая».
Образовательная платформа позволит организовать интегрированные занятия и внеклассные мероприятия по изучению фундаментального (метапредметного) объекта, исторических, общественных и технологических процессов, событий, хозяйственно-производственных, культурно-исторических мероприятий в Он-лайн режиме, с привлечением учителей и педагогов, как внутри одного учебного заведения, так и с привлечением других школ и предприятий Олекминского района, Республики Саха (Якутия) и между партнерами в РФ и в рамках международного сотрудничества.
Необходимость организации интеграции в обучении на примере Олекминского района обусловлена объективными процессами в современном мире и продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе, социальным заказом общества:

  • Указом Главы Республики Саха (Якутия) А.С. Николаева «О стратегических направлениях развития образования в Республике Саха (Якутия) №190 от 22.11.2018г.»: определить до 2024 года приоритетными целями развития образования в Республике Саха (Якутия):

1.1. Вхождение Республики Саха (Якутия) в число 15 лучших субъектов Российской Федерации по качеству образования;

1.2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и раскрытия способностей и талантов детей и молодежи;

1.3. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Республики Саха (Якутия), сохранения и развития самобытной многонациональной культуры, языков, многообразия жизненного уклада народов Республики Саха (Якутия).

  • Развитием оптоволоконной линии высокоскоростного Интернета, а также спутниковых коммуникационных средств связи на территории Олекминского района и Республики Саха (Якутия).
  • Необходимостью обновления методов воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышению их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.
  • Проект ориентирован на создание открытого образовательного пространства, соответствующего образовательным способностям и потребностям обучающихся, независимо от географического местоположения образовательной организации.
  • Новая национальная система аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов единых федеральных оценочных материалов, уже предполагает этап «видеоурока».

Проблематика проекта


Одна из проблем современной школы состоит в том, что предметная система обучения предполагает отдельное рассмотрение сторон действительности и ориентирует на частное усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. Часто ученик, получая определённый объём информации по каждому предмету, не всегда может анализировать; улавливать неочевидную на первый взгляд связь явлений; адекватно оценивать ситуацию и быстро находить правильное решение.
Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же - необходимо направить все усилия на подготовку высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Выходом на единую, целостную картину мира может стать интегрированный подход в образовании.
Интегрированный подход позволяет учителю и педагогу, расширить границы предметности, привлечь на занятие профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений. Например, инженеры и техники, полицейские и юристы, музыканты и искусствоведы, художники и актеры и др. указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие далеко за рамки отдельного предмета. А интеграция предметов между учителями разных школ способствует межшкольному взаимодействию. При проведении интегрированных уроков и мероприятий не только по разным предметам, но и во внеурочной деятельности, основной поток обмена ресурсами должен быть направлен из внешней среды в образовательную систему. И тогда у детей возникает более целостное восприятие мира, формируется деятельностный подход в обучении.


Философские основания


Основная идея проекта: развитие предметных, метапредметных, надпредметных и личностных компетенций обучающихся через разработку и реализацию сетевого образования в открытом, доступном информационном пространстве, реализующегося в соответствии с идеей «Учиться и развиваться – исследуя, пробуя, творя и создавая».
Образовательная платформа (сайт сообщества педагогов Олекминского района «Перемена») позволит организовать интегрированные занятия и внеклассные мероприятия по изучению фундаментального (метапредметного) объекта, исторических, общественных и технологических процессов, событий, хозяйственно-производственных, культурно-исторических мероприятий в Он-лайн режиме, с привлечением учителей и педагогов, как внутри одного учебного заведения, так и с привлечением других школ и предприятий Олекминского района, Республики Саха (Якутия) и между партнерами в РФ и в рамках международного сотрудничества.
Проект, позволит «выйти» за рамки образовательных программ, отдельной школы и географического местоположения образовательной организации.
Образовательные цели и задачи проекта:
Цель: создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий через цифровые технологии на базе Интернет сайта сообщества педагогов «Перемена» Олекминского района.
Задачи:

  • Разработка нормативно-методического и ресурсного сопровождения проекта;
  • Создать условия по работе с Он-лайн платформой (сайт сообщества педагогов Олекминского района «Перемена») для повышения квалификации и профессионального роста педагогов на муниципальном и региональном, федеральном уровне через проектную деятельность;

Психологическая концепция


Основой психолого-педагогической системы работы проекта является системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев и др.), который составляет основу федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Особенностью системно-деятельностного подхода является положение о том, что психологические функции и способности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Основные принципы: принцип субъектности, принцип учета ведущих видов деятельности, и законов их смены, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип со-трансформации, принцип определения зоны ближайшего развития, принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления развития), принцип обязательной результативности каждого вида деятельности, принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности и др.
Результаты применения системно-деятельностного подхода можно разделить на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные:
К личностным результатам относится проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.
К метапредметным результатам можно отнести освоение универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Предметными результатами является получение базовых знаний по основным предметам, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике. Также предметным результатом подхода является сформированная целостная картина мира, основанная на современных научных знаниях.
Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов воспринимать мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны и тем самым, повысить уровень успешности, социализации гражданина. Процесс интеграции имеет общегуманистическую основу – современный человек должен понимать своё место и свою роль в природной и социальной среде.
Интеграция для педагога должна обеспечивать обобщение и обмен опытом, и является средством профессионального роста.
Интеграция в образовании - это процесс усвоения учениками всей совокупности знаний в их развитии, овладение общенаучным мировоззрением, формирующимся на знании всех предметов в их взаимосвязи.
Интеграция учебных предметов предполагает выполнение трех условий:

  • осуществление сближения разнородных элементов, понятий, установление межпредметных связей, проведение систематизации понятий и явлений;
  • установление целостности на основе единых задач и конечной цели, классификация понятий и явлений интегрируемых предметов;
  • курс построен по единой программе, и для его реализации используются единые идентифицированные методологические приемы.

В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков. Сравнительное исследование возможностей различных методик показывает, что эффективнее всего поставленная цель достигается на основе единой программы и единых теоретических подходов.
В конечном итоге интеграционные процессы в обучении предполагают:
а) в системе знаний - преобразования количественные и качественные с учетом
знаний многих областей науки;
б) в системе умений - развитие до специфики научно-познавательной
деятельности;
в) в системе навыков и отношений - углубление и расширение вплоть до
возможности построения философских умозаключений и синтеза новых знаний
на основе полученных.
Интегрированные занятия - это специально организованное мероприятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
В этой связи интегрированные занятия помогают детям соединить получаемые знания в единую систему и активизируют интерес учащихся к предмету. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, видны ошибки каждого ученика, которые сразу можно исправить и помочь преодолеть возникшие трудности. Смена деятельности учащихся способствует меньшей утомляемости учащихся и переключению внимания.
Структура интегрированных занятий отличается от обычных уроков:

  • Практико – ориентированностью;
  • предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала;
  • логической взаимообусловленностью;
  • взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на занятии.
    При планировании и организации таких занятий педагогам, синтезирующим знания различных предметов в единое целое, следует определить главную цель интегрированного занятия. Если цель определена, то следует отобрать только те знания из разных предметов, которые необходимы для ее реализации.

Содержание образования


Тематика интегрированных занятий будет определена исходя из перспектив социально-экономического развития улуса, Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, достижений науки и техники, исторических и культурных событий.
Каждый учитель/педагог может самостоятельно организовать заявку или присоединиться к интересующим темам проведения Он-лайн интегрированного занятия или мероприятия на сайте сообщества «Перемена». Для этого достаточно оформить заявку.
На сайте сообщества «Перемана» будет размещено календарь и расписание предстоящих интегрированных уроков/ мероприятий с указанием ответственного учителя/педагога.
После оформления заявок по изучению фундаментального (метапредметного) объекта, исторических, общественных и технологических процессов, событий, хозяйственно-производственных, культурно-исторических мероприятий в Он-лайн режиме на информационной странице интегрированного урока/ мероприятия размещается ссылка на вход в виртуальному облаку, где учителя/педагоги могут принять участие в составлении технологической карты занятия. Информационную страницу можно открыть, пройдя по гиперссылке – названию мероприятия. Если интегрированный урок будет проходить в открытом режиме, то ввод логинов и паролей участникам не требуется. Достаточно использования гостевого входа.
Во время проведения Он-лайн интегрированного занятия, обучающиеся могут видеть и слышать педагогов, а также знакомиться с демонстрируемыми им материалами. На странице Он-лайн интегрированного занятия, может быть организован в окне «Чат», где будет возможность задать вопрос докладчику, получить информацию от администратора и пообщаться с другими участниками мероприятия.
По окончании Он-лайн интегрированного занятия видеозапись прошедшего мероприятия размещается на странице сообщества «Перемена».
Например, интегрированное Он-лайн занятие на тему: «Олекминская картошка». Обучающиеся 7 класса и учитель биологии Солянской агрошколы СОШ, привлеченный специалист- агроном ООО «Кладовая Олекмы», находятся в поле во время учебно-производственной практики. Учитель технологии СОШ №4 с 7 «б» классом в городе Олекминске. Обучающиеся 7 класса Кыллахской СОШ на уроке истории. Воспитанники кружка «Юный агроном» РДЮЦ.
В ходе занятия, обучающиеся узнают особенности посадки и ухода за картофелем в условиях Якутии от агронома и учителя биологии. Историческое значение картофеля для населения Якутии. И как приготовить блюда из картофеля.
Таким образом, будет обеспечен системно-деятельностный подход к образовательному процессу, который заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира.
Возможности для проведения Он-лайн интегрированного занятия: Вебинар – это виртуальный онлайн-семинар, организованный посредством интернет-технологий. -семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) —разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет.
Технические требования к рабочему месту участника 1.Компьютер или ноутбук класса IntelPentium4 и выше. 2.Подключение к интернету с пропускной способностью канала 512 Кбит/cи выше. 3.Аудио гарнитура (наушники и микрофон) –необходима для организации голосовой связи с преподавателем. 4.Программное обеспечение Adobe Flash Playerверсии 11.4 или более поздней. 5. Браузеры MicrosoftInternetExplorer6 иливыше, MozillaFirefox, Google Chrome с обновленной версией Adobe Flash Player.6. Веб – камера.
Проект предусматривает использование возможностей социальных сетей (прямые эфиры) и цифровых – коммуникативных технологий (Instagram, Skype и др).
Этапы реализации проекта:
Подготовительный: январь 2020 г. – май 2020 г.
Основной: сентябрь 2020 г. – май 2021 г.

Дорожная карта реализации проекта

Сроки

Ожидаемый результат

Нормативный документ (при наличии)

Задача №1. Разработка нормативно-методического и ресурсного сопровождения проекта

Мероприятие №1

Создание финансово-экономического обеспечения проекта

до мая 2020 г.

Ресурсное обеспечение проекта

Смета проекта МКУ «Управление образования Олекминского района»

Мероприятие №2

Разработка и апробация эффективных моделей Он-лайн платформ 

февраль-март 2020 г.

Создание цифровой платформы на базе Интернет сайта сообщества педагогов «Перемена» Олекминского района по генерированию интегрированных занятий и мероприятий

Интернет-платформа/сайт

Мероприятие №3

Разработка локальных нормативных актов

февраль-март 2020 г.

Создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий

Положение «О цифровой платформе проведения Он-лайн  интегрированных занятий »  МКУ «Управления образования Олекминского района»

Задача №2. Создать условия по работе с Он-лайн платформой  для повышения квалификации и профессионального роста педагогов на муниципальном и региональном, федеральном  уровне через проектную деятельность

Мероприятие №1 Обучающий семинар по использованию Он-лайн платформы (в том числе ответственных тьюторов проекта)

март по май

Повышение профессиональной компетентности педагогов для реализации проекта

Сертификат обучения

Мероприятие  №2 Составление плана Он-лайн - интегрированных мероприятий по изучению фундаментального (метапредметного) объекта, исторических, общественных и технологических процессов, событий, хозяйственно-производственных, культурно-исторических мероприятий.

 

до мая

Реализация основных положений проекта

План  Он-лайн - интегрированных мероприятий, согласование с районными руководителями предметных МО, партнерами проекта.

Мероприятие №3 Участие в проф. конкурсах по линии  МКУ «УООР», АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II», министерства образования и науки РС (Я), министерства просвещения РФ.

В течение реализации проекта

Участие в Конкурсе по направлению инноваций в образовании

Сертификат участия, удостоверение ПК;

 

Договор с АОУ РС(Я) ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации имени С.Н.Донского-II»

Мероприятие №4 Участие в грантовых конкурсах и поиск внешнего финансирования

В течение реализации проекта

Финансирование проекта

Сертификат участия


Предполагаемые результаты

  • Создана образовательная система, открытая во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки образовательной программы и занятий через цифровую платформу на базе Интернет сайта сообщества педагогов «Перемена» Олекминского района;
  • Реализован потенциал цифровых технологий в достижении метапредметных и личностных образовательных результатов обучающихся в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании;
  • Достигнут переход от унифицированных образовательных программ, рассчитанных на «среднего» ученика, к сетевым образовательным программам, которые реализуются несколькими организациями, в том числе и не школами;
  • Разработана и апробирована модель сетевого взаимодействия с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства.

Критерии оценки предполагаемых результатов

  • процент участия педагогов Олекминского района задействованных в реализации проекта;
  • процент охвата участия обучающихся в мероприятиях проекта;
  • процент охвата специалистов (агрономы, инженеры, строители и др.) в мероприятиях проекта;
  • процент участия педагогов во всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах и грантах по проекту;
  • стабильная положительная динамика роста показателя сформированности УУД у обучающихся;
  • количество образовательных продуктов от реализации проекта.

Кадровое обеспечение проекта

Педагоги сообщества «Перемена» Олекминского района РС (Я), партнеры проекта.

Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

  • Субвенции из госбюджета на реализацию ФГОС ООО, СОО;
  • Доходы от собственной деятельности;
  • Грантовые средства;
  • Добровольные пожертвования.